Поход Быстрица - Осмолода 2012

Не собирался я в этом году в пеший поход идти – дочка потащила. Компания собралась необычно большая, 8 человек. Поход планировался короткий, всего 5 дней. И начинался он, по старой доброй традиции, с поезда.

*нижче назви сіл, гір та річок подані здебільшого українською, бо перекладати їх дурне діло*

Ивано-Франковск встретил нас дождиком, весьма похожим на затяжной. Но ничего. Быстро нашли вместительную машинку для нашей компании и уехали в Осмолоду. Ехали немного дольше, чем я себе планировал, так как дорога за последние пару лет, что я её не видел, лучше не стала.

Однако же приехали. Вышли за село, по мосту через Молоду и остановились переодеться и перепаковаться по походному.

07_201207_2012

Дождик то прекращался, то опять начинался, разной интенсивности. Низкая облачность и безветрие не давала повода надеяться на скорое улучшение погоды, но мы решили не отступать (пока) от намеченного плана. А план был таким: перейти по мосту Лімницю; подняться на хребет Матагів и на первом же подходящем месте заякориться на ночь.

Собрались и пошли к реке, к мосту.

За рекой тропа длинными петлями серпантина сразу взбирается на хребет.

07_2012
Фотографировали тут мало, потому что было мокро, довольно темно и воздух был сизый от обилия влаги. Поднявшись на сколько-то там сот метров остановились на обед. Ничего, как говорится, не предвещало…

Пока перекусывали да перекуривали, что-то там наверху бумкнуло и полил дождь. Но мы опять решили не отступать (пока) от намеченного плана. Продолжили подъем и подошли к высокогорному редколесью, где смогли увидеть чуть дальше, чем на пол сотни метров.

Увиденное нас не обрадовало, а меня так и вовсе напрягло. Хребет был в туче и оттуда периодически докатывалось глухое бумканье. Наскоро посовещавшись решили убраться подобру-поздорову вниз. Лезть в грозовую тучу – нет уж!, шо я вам, Маклауд какой…

Итак, бесславно спустившись вниз, вернулись в начало маршрута с тем, чтобы там переночевать, а назавтра пройти долиной Лімниці и подняться до седловины между массивами Ігровця и Сивулі. Посещение Ігровця из похода пришлось вычеркнуть.

В начале нашего маршрута есть площадка, с которой начинается целая куча маршрутов. Нас она встретила плакатом «Лісоруб – 2012» и еловыми кругляшками, оставшимися от какого-то бензопилительного конкурса. А еще дотлевающим костром. Мы его, не без труда, раздули и всячески поддерживали. Но это было чуть позже. Сперва переоделись в сухое, поставили палатки и разогнали по ним женщин и дитё.

07_2012

Потом сварили на газовой горелке вермишель с тушенкой, попили чаёк. Стало веселее. Потом почти посушили всё, что намокло, да на том день и закончился.

На следующий день я вылез из палатки, как обычно, раньше всех. Развел костер. Где-то час времени убил только на то, чтобы костер горел сам собой. Тяжелое это занятие, когда все вокруг мокрое. Сильно помогла еловая смола, которая в обилии нашлась на поврежденных людьми елях.

Пока я возился у костра досушивая то, что отсырело за ночь, по-просыпались все остальные. За завтраком утвердили план действий на день, дойти до хребта Сивулі и начать подъем, остановившись на ночь на первом же ровном месте, где хватит места для палаток. Собрались и пошли.

Во время пути наблюдали как сбываются прогнозы синоптиков, - тучи растаяли, их остатки бодро добивали солнце и ветер. Стало тепло, даже жарко. По дороге смотрели как трелёвщик трудится на склонах, цветет иван-чай, а на Ігровці лежит освободившаяся от дождя белая тучка.

Пройдя вдоль Лімниці и её притока Бистрика, начали подниматься на хребет.

07_2012

Как на этом растут деревья, я не понимаю...

А горы всё выше, в горы всё круче. Полинка моя начала скиглить, ой давайте отдохнем, ой дайте попить. Надо шо-то делать... Забрал у неё из рюкзака несколько вещей, немного, кило может два. Помогло сразу!

Но вообще устали все. И у меня правый коленный шарнир начал скрипеть и побаливать, чего до сих пор не было... Стареем...

Да... Так вот и поднимаемся потихоньку. А солнце опускается... Но вот наконец и ровное место необходимое и достаточное.

07_2012

Принимаемся за установку палаток, отправив пару человек пополнить запас воды из встреченного недалеко источника.

Все дела на сегодня окончены и мы беседуем в ожидании ужина.

Утро следующего дня было теплым и солнечным. Собираемся и выходим с намерением перейти Сивулю и спуститься на полоныну Погар.

В лесу жарко и подъем становится всё круче. Но вскоре выходим из леса в редколесье, а затем в зону кустарников – жереп, як кажуть місцеві. Ну а за ним – горганы, каменные россыпи.

Интересно ходить этими краями, по следам Первой Мировой и последних бойцов УПА. Смотреть на остатки фортификации... и думать о тех, кто сложил эти камни. А на них свои головы.

Но, между тем, вот и наша сегодняшняя цель – Велика Сивуля, 1836м.

По мере приближения к вершине, камни под ногами становятся всё крупнее. Мелочь (камни размером меньше чем рюкзак) посносило дождями, ветрами да снегом. На вершину, в буквальном смысле, карабкаемся подключив передний мост. На вершине нас приветствует свежий прикарпатский ветер.

Красівий я у білих штанях

07_2012
На вершине устроили отдых минут на 30, а то и 60. Оценив физ. состояние группы решили на Малу Сивулю не идти, а спуститься на полоныну с седловины.
Вид на Малу Сивулю.

Вот сидим отдыхаем.

А я лежал на камне и размышлял, это-ж я уже 4-й раз на этом хребте, а на вершине в первый. Раньше, по разным причинам, Сивулю траверзом обходил. Ну и траверзом, скажу я вам, интереснее. Там даже в плохую погоду есть на что посмотреть. А на верхотуре, на гребне, если не повезло с погодой, то ничерта и не увидишь. Хотя ощущения необычные до... В общем, необычные.

...я поднимался на Братківську, со стороны перевала Легионов. Ночевал на плече горы Дурні, - утром проснулся в тучах. Пока завтракал да паковался, стало очевидно, что это не заблудшая туча, а фронт, к счастью не грозовой. Дождя нет, но влажность 100%. Видимость метров 20. И тишина, нарушаемая только изредка срывающимися с ветвей каплями и шелестом моей куртки. Беседовать не с кем, ждать догонять некого, иду как в варкрафте – туман расступается передо мной и тут же смыкается позади.

Вышел в кустарники, а за ними и тундра. Тут ситуация несколько изменилась. Видимость осталась прежней, но из-за отсутствия сколько-нибудь заметных объектов она казалась меньше. Я в какой-то момент заметил, что нечто во мне меняется. Не сразу понял – меняется восприятие окружающего. Это редко появляющееся жутковатое чувство ожидания неизвестно чего. Зрение, наш главный орган чувств, получает катастрофически мало информации. Запахов нет. Осязание в такой сырости просто отказывается работать. Слух выдает нечто ненормальное. Звуков нет. Белый морок поглотил всё. Лишь изредка ухо регистрирует резкие и негромкие посвисты ветра. Печальные и тоскливые. Да редкое, глухое «кррр» невидимого крука.

Так и иду. Равномерно поднимаю и опускаю ноги. Время смазалось и растворилось. Местами тропа идет по гребню и я вижу уходящие в никуда склоны. Чувства снова меняются. Приходит ощущение торжественности. Мир умер, растворился, исчез. Есть только я, идущий по этому последнему отрогу к Горе...

А вот и вершина. Узнаю её по большому гранитному столбику. Снимаю рюкзак, ставлю его у столба и наконец закуриваю. Прошелся кругом – во все стороны спуск и тающие в тумане склоны...

Кой черт вообще придумал, что Земля круглая? Она плоская, с одной горой в середине, я как раз на ней! И стоит на трех слонах. А они на черепахе, которая плывет в океане. Вот докурю, закину рюкзак на плечи и пойду вниз. Спущусь к этим слонам, сяду рядом с ними и буду смотреть на океан...

Тут на меня упала тень и нить дремотных воспоминаний оборвалась.

07_2012
После отдыха спускаемся вниз. По дороге встречаем окоп. Точнее то, что от него осталось.

Вот и полонына – вода, костер, ужин, ночлег. Ставим палатки и попутно обсуждаем тот факт, что популярность туризма заметно возросла. Раньше мы ночевали под Сивулею в гордом одиночестве, а сейчас под горой не менее восьми лагерей.

Утро, завтрак, свёртывание лагеря и план пройти до хребта Товпіширка и по нему, и где-то на спуске заночевать. На следующий день спустится в Бистрицю и уехать в Ивано-Франковск где сесть на поезд, на который у нас уже билеты.

Однако, затяжной и крутой спуск в седловину перед подъемом на Товпіширку опять вынудил изменить маршрут. Решили спускаться напрямик в Бистрицю, хоть и знали, что 2-4 км лесного бездорожья будут трудными.

Из лесных дебрей вышли на старую вырубку, и спустились на то, что когда-то было лесовозной дорогой, а теперь стало руслом ручья.

Трелёвщик. Удивительно, на какие склоны забирается этот монстрик.

07_2012
Постепенно дорога под ногами становилась всё более езженой, мы приближались к селу. На этом и заканчивался наш короткий поход. Оставалась одна ночевка.

Вот и все. Из Бистриці уехали в Надвірну, а от туда в Ивано-Франковск. Карпаты провожали нас дождём. В Ивано-Франковске переоделись на вокзале, сдали рюкзаки в камеру хранения и пошли искать какую-нибудь харчевню, пополнить запасы растраченных белков, жиров и углеводов.

Прогулялись по центру – одни гламурные ресторации... Жуть. «Пух уже начал волноваться». Но тут, на какой-то боковой улочке нам попался «Бункер». Несмотря на мой скепсис, оказалось замечательное кафе, стильно оформленное и с отличной кухней. Пока нам готовили заказ, увлеченно читали меню, - оригинально и с юмором составлено. Фирменное блюдо «бункер» до сих пор вспоминаю.

На этом наш поход закончился. Сели в поезд и уехали в Киев.